Советы воспитателя

Летние прогулки

        Какое же это замечательное время года – лето! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на проплывающие в небе пышные облака, можно купаться и загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять! Летние прогулки дарят нам неисчерпаемые возможности для оздоровления и развития наших малышей. И было бы здорово не ограничиваться лишь песочницей во дворе или ближайшим сквером, а показать маленькому человечку разные уголки природы. Ведь каждый из них по-своему неповторим и уникален. А живая природа – лучший учитель и воспитатель добрых чувств. Итак, отправляемся в лес, на луг, к реке... В лесной тишине.

Трудно найти малыша, который не любил бы лесные прогулки. Еще бы! Ведь лес таит в себе столько тайн и загадок! Вот, например, просто переверните с малышом большой камень или отверните кусок коры с трухлявого пня. Вам откроется просто фантастический мир, населенный невообразимыми существами.

В густых зарослях кустарников, в тенистых местах легко отыскать паутину и ее обитателя – паука. Обратите внимание малыша, какой красивой может быть паутина, как искусно плетет ее паук из тончайших нитей. Рассмотрите ее внимательно: к чему паутина прикреплена, попались ли в нее какие-нибудь насекомые и если да, то какие, на месте ли паук или он убежал по каким-то своим паучьим делам. Кстати сказать, разные виды пауков плетут разную паутину. Она может быть как воронка, иметь четкий узор, похожий на колесо со спицами или не иметь никакого узора вовсе. Расскажите малышу, какую большую пользу приносят пауки, уничтожая вредных насекомых. Рассмотрите обитателя паутины: большой он или маленький, сколько у него ног. А знает ли ваш малыш, что паук – это не насекомое, а членистоногое. У него, в отличие от насекомых, не шесть, а восемь ног. Дотроньтесь легонько до паука тоненькой палочкой. Как он себя поведет?

Если вы заметите дерево, на котором трудится работяга-дятел, подойдите к нему тихонечко с малышом и приложите ухо к стволу. Вы услышите удивительные звуки. А можно и просто слушать "голоса" деревьев. Приложите ухо, например, к сосне и постойте минутку в тишине. Спросите малыша, что он услышал. А потом "послушайте" дуб, березу, другие деревья. Что малыш услышал, что почувствовал? Одинаковыми ли были звуки? Подобные нехитрые игры учат малыша понимать и слышать живую природу.

А ваш кроха уже умеет определять возраст дерева по его спилу? Вам кажется, что это не так уж и интересно? Только не для любознательного маленького исследователя! Ему интересно все! И если во время прогулки вам встретится пенек с хорошо заметными кольцами, задержите на нем свое внимание. Расскажите малышу, что с каждым годом дерево растет в толщину. Два соседних кольца на срезе (темное и светлое) соответствуют одному году роста. Широкая светлая часть возникает весной, когда дерево растет интенсивно, узкая темная – в летние месяцы, когда рост замедляется. Подсчитав количество этих пар колец, мы и узнаем, сколько лет было дереву на тот момент, когда его срубили. А о чем еще может рассказать пенек? О том, насколько хорошей была погода в том или ином году. Очень широкие "весенние" кольца говорят о теплой и влажной весне. В эти годы дерево росло особенно быстро. Если же вы заметите узкие кольца, значит, весна была трудной.

На лугу

Не только настоящий луг, а даже небольшой пустырь возле дома может стать местом интересных наблюдений для юного натуралиста. Сколько здесь душистых трав и ярких цветов, смешных кузнечиков и серьезных пчел, веселых бабочек и торопливых жучков! Оказывается, есть насекомое, которое помогает определить температуру воздуха. Это сверчок. Если во время прогулки с малышом вы услышите его звонкое стрекотание (а сделать это легче вечером), сосчитайте, сколько звуков он издает за минуту. Это потренирует способности малыша в количественном счете. Затем мама прибавит к полученному числу 32, сумму умножит на 5 и разделит на 9. Получившееся в результате число и будет примерной температурой воздуха. Сравните ее с показаниями градусника и проверьте на собственном опыте, верно ли показывает "сверчковый" термометр или нет. Наверняка, определение температуры с помощью сверчка произведет на ребенка неизгладимое впечатление.

Клевер растет практически повсеместно. Малыши быстро запоминают его своеобразные цветки. С давних пор это растение считалось священным у многих народов. Обычно, лист клевера имеет форму трилистника. Но иногда встречаются растения с четырьмя листочками. Попробуйте вместе с малышом отыскать такой необычный клевер. Считается, что он приносит удачу. Ну, удача – вопрос спорный. А вот пользу такое занятие, несомненно, принесет. Оно тренирует наблюдательность, учит малыша выдержке и сосредоточенности. Найденный четырехлистник можно сохранить на память, высушив его между страницами книги, наклеив на картон и покрыв сверху скотчем. Эта редкая находка сродни "куриному богу" – морскому камешку с дырочкой. Найти его так же непросто. И если это не удалось – не беда. Может быть, в следующий раз вам повезет больше.

Малышу будет интересно узнать, что есть растения предсказывающие погоду. Хорошо известный огородный сорняк вьюнок (вьющееся растение с крупными бело-розовыми цветками) расскажет о приближающемся дожде. В ясную погоду его цветки открыты, но если они вдруг закрылись днем – жди дождя. А есть и растения-часы. Цикорий (высокий сорняк с голубыми цветками) открывается в 5-6 часов утра, а закрывается около полудня. Понаблюдайте с малышом за разными цветками. Вы узнаете много интересного. Оказывается, большинство цветов на ночь закрываются, "ложатся спать". А есть цветы, которые спят днем, а ночью раскрывают свои бутоны. Их опыляют ночные бабочки.

Предложите малышу сосчитать, сколько разных видов насекомых вам удастся встретить за прогулку. Это очень интересное занятие, не только расширяющее знания малыша об окружающем мире, но и тренирующее внимание и наблюдательность. Можно даже записать всех ползающих, летающих, прыгающих в блокнот. А дома прочитать о них что-нибудь интересное в детской энциклопедии или нарисовать рисунок со сказочным лугом, полным крошечных жителей.

У пруда

Небольшой пруд, озерцо или речка – едва ли не самое любимое место прогулок детворы. Ведь здесь можно болтать руками в теплой воде, ловить палкой воображаемых рыб, собирать раковины речных моллюсков и, конечно, наблюдать за удивительными речными обитателями: лягушками, водомерками, мальками рыб.

У воды можно сидеть бесконечно и всякий раз замечать что-нибудь новое. Вот скользит по воде водяной клоп – водомерка. Пусть малыш подумает, почему это насекомое так называют. Верно, потому что водомерка словно измеряет поверхность воды своими длинными ногами. Малыш может спросить, почему водомерка не тонет. У насекомого узкое тельце, оно совсем чуть-чуть тяжелее воды. Длинные ноги широко расставлены и покрыты густыми волосками, которые не намокают. Лапки водомерки лишь чуть вдавливаются в воду, и она скользит по поверхности, как на подушечках. "Бегает" водомерка только на задних и средних лапках. Это ее "ноги", а короткие передние лапки служат ей "руками" – водомерка хватает ими добычу.

На берегу прудов малыш сможет отыскать раковины пресноводных моллюсков: катушки (раковина похожа на виноградную улитку), прудовика (раковина в виде длинного конуса из нескольких оборотов) и беззубки (речной мидии). Они пригодятся для поделок или пополнят коллекцию маленького натуралиста.

Возможно, вам удастся заметить в воде большого черного жука. Он то всплывает на поверхность, зависая в воде вниз головой и выставляя из воды кончик брюшка, то с силой гребет лапами и ныряет. Это жук-плавунец. Он дышит атмосферным воздухом, а живет в воде.

Попробуйте вместе с малышом смастерить специальное приспособление «акваскоп». Вам понадобится большая консервная банка (например, из-под ананасов). У банки нужно аккуратно вырезать дно. Накрываем одну сторону банки прозрачной полиэтиленовой пленкой и обвязываем веревкой. Наш прибор готов к использованию. Осталось только погрузить неглубоко в воду обтянутую пленкой сторону. У вас получится что-то вроде линзы, которая даст возможность малышу заглянуть в таинственный мир речных обитателей. Удобнее всего смотреть в "акваскоп", лежа на животе.

Дачные эксперименты

Отдыхая с малышом на даче, посвятите часть времени наблюдениям за насекомыми. Например, соорудите для них "ловушку". Делается она просто и быстро, но радости маленькому энтомологу доставит немало. Возьмите стеклянную пол-литровую банку, вкопайте ее по горлышко в землю в тенистом уголке сада или огорода. Внутрь положите "приманку": кусочек сыра, немного варенья или сахара. Вокруг банки разложите четыре кирпича или камешка, а сверху небольшую дощечку так, что бы между ней и горлышком банки оставалась небольшая щель. Понаблюдайте вместе с малышом, какие насекомые попадутся в ловушку, а затем выпустите их. Если ребенку понравятся такие наблюдения, пусть поэкспериментирует с приманками и выяснит, что и каким насекомым больше по вкусу.

Наверняка маленькому исследователю будет интересно понаблюдать и за жизнью дождевых червей. Стеклянная банка в считанные минуты превращается в мини-террариум. Возьмите литровую банку, уложите на дно слой мелкого гравия и налейте немного воды. Теперь насыпьте, чередуя, несколько слоев влажной земли и песка, а сверху землю прикройте старыми опавшими листьями. Оберните банку темной бумагой или фольгой. Теперь в "квартиру" можно заселять жильцов – 3-4 дождевых червей. Сквозь прозрачные стенки банки, отвернув кусочек темной бумаги, малыш сможет наблюдать, как быстро червяки двигаются в земле, как прокладывают целые подземные лабиринты. Не забывайте увлажнять землю в "домике", а после нескольких дней наблюдений выпустите жильцов террариума на свободу.

В уголке сада можно устроить наблюдение за своим собственным микромиром. Сделать его проще простого. Возьмите большой лист бумаги, кусок старых обоев или газету и вырежьте квадратное отверстие со стороной около 30 см. Утром положите бумагу на траву, и пусть малыш в течение дня подходит время от времени к своему микромиру и внимательно рассматривает, что там происходит, что меняется. Может, цветы раскрывают и закрывают бутоны, прилетают за нектаром пчелы, заползают и вновь исчезают муравьи или кузнечик вдруг завел свою песенку. Подобные наблюдения очень нравятся малышам, ведь у них есть как будто свой собственный мир в миниатюре. Юный натуралист потренирует память и внимание, узнает много нового о жизни крошечных живых существ. А если вооружиться увеличительным стеклом, то игра станет еще интереснее.            

                         Кто в синем море живет?

Отдых у моря дарит малышу целую гамму новых ощущений и впечатлений. И как было бы здорово, если бы мама или папа вместе с малышом посвятили немного пляжного времени изучению разнообразных морских жителей. Занятие это и интересное и полезное одновременно. А объекты для изучения отыскать совсем не сложно.

Первым морским жителем, с которым столкнется малыш, купаясь и барахтаясь у берега, будет, скорее всего, медуза. Когда-то на Руси медуз называли "морской крапивой". А еще "жгучкой", "жигалкой" и даже "морским салом". Этих желеподобных морских существ обычно очень не любят мамы. Зато просто обожают малыши. И это понятно. Ведь наблюдать за медузами очень и очень интересно. Вопреки расхожему мнению, медузы – существа довольно безобидные. По крайней мере те, что обитают в Черном море. Чаще всего у берега встречается медуза аурелия. Она небольшая, с розоватым или чуть сиреневатым плоским зонтиком, до 20 см в диаметре. Аурелию легко узнать по рисунку на куполе. Он напоминает крест или цветок с четырьмя лепестками. Эта медуза, как и любая другая, имеет стрекательные клетки, которые содержат жгучее вещество. Но оно не способно проникать сквозь кожу человека и совершенно безвредно даже для маленького ребенка. Так что не стоит переживать, если малыш возьмет такую медузу в руки. Ему будет интересно рассмотреть ее поближе, потрогать ее мягкое тельце. Но гораздо интереснее посмотреть, как медуза плавает. Поэтому будет куда лучше не вытаскивать ее из воды, а постоять рядом и понаблюдать, за ее движениями или временно поместить "пленницу" в надувной детский бассейн, не забыв потом вернуть обратно в море. Не смотря на кажущуюся слабость и мягкость, у медузы очень крепкая кольцевая мускулатура. Она делает энергичные движения своим зонтиком и, благодаря этому, может довольно быстро двигаться. Особенно красива медуза корнерот. Она крупнее аурелии (иногда до полу метра в диаметре), имеет хорошо заметный "зонтик" и длинные щупальца. Можно долго наблюдать за ее грациозными движениями, но вот трогать руками не стоит. Корнерот, в отличие от аурелии, может и "обжечь". Правда, его ожог не опасный, но довольно болезненный. Расскажите малышу, что при встрече с такой медузой в воде, нужно взять ее сверху за купол и отвести в сторону.

Вот уж кто одновременно и притягивает и пугает маленького исследователя водных глубин, так это крабы. Притягивают своей подвижностью и смешной манерой бегать боком. Пугают сердитым видом и грозными клешнями. С таким оружием трудно поспорить… В Черном море обитает 18 видов крабов. Скорее всего, вам удастся познакомиться с крабом травяным. Это небольшой крабик зеленоватого цвета. Он прячется в прибрежных водорослях и, благодаря защитной окраске, найти его не так-то просто. Немного крупнее своего травяного собрата каменный краб. Его лиловый, с желто-коричневым узором панцирь, может достигать 10 см в диаметре. Обитает каменный краб, как и положено, среди камней, но часто выбирается на прогулку по песчаному дну. И если в вашей семье есть заядлые ныряльщики, рано или поздно ваш маленький исследователь получит возможность рассмотреть краба поближе. Прежде всего, сосчитайте, сколько у краба ног. Их столько же, сколько и у крабового родственника речного рака – восемь. Рассмотрите с малышом крабьи глаза-бусинки, рот и крепкий с шипами панцирь. Понаблюдайте, как быстро умеет краб бегать, как ловко переворачивается со спины. Будьте осторожны с мощными клешнями. Даже маленький крабик может больно ущипнуть, а крупный – "прокусить" палец до крови. Научите малыша правильно брать краба: двумя пальцами сверху за бока панциря. Так краб не сможет изловчиться и ущипнуть. И не забудьте непременно отпустить объект исследования после того, как малыш вдоволь им налюбуется.

Не менее интересно будет понаблюдать вместе с малышом и за раками-отшельниками диогенами. У этих небольших рачков мягкое брюшко ничем не защищено, и поэтому они вынуждены прятаться в пустых раковинах моллюсков. Отсюда и название "отшельники". Отыскать их можно на песчаном мелководье, где они ползают вместе с домиками. Когда рачок подрастает, и домик становится ему мал, отшельник ищет себе другой. Часто между отшельниками вспыхивают настоящие сражения за право обладать удобной раковиной. Попробуйте найти рачков, с разными раковинами. Иногда они прячутся даже в "домиках" сухопутных улиток, которые случайно угодили в воду.

Самый доступный и многочисленный материал для изучения маленьким курортником это, конечно, ракушки. В них живут удивительные существа, называемые моллюсками. Большинство из них двустворчатые – имеют две створки-раковины. Если вы устроите с малышом небольшую прогулку вдоль берега, то сможете собрать настоящую коллекцию ракушек. Особенно много их на песчаных пляжах. Черная удлиненная раковина принадлежит мидии. Изнутри она покрыта слоем перламутра, но жемчуг делать не умеет. Хотя иногда бывают и исключения, но эти жемчужины маленькие и невзрачные. Если вы вместе с крохой сосчитаете полоски на ракушке, то сможете узнать, сколько лет было этой мидии. Обследовав камни в воде, вы наверняка отыщете и живых мидий. Они живут большими колониями, срастаясь между собой и образуя целые грозди. Крепятся к подводной части скал, камням, волнорезам, опорам мостов. Оторвать мидию от камня не так-то просто. Она крепко держится особыми нитями биссуса, которые выделяют специальные железы моллюска. Мидии приносят большую пользу, фильтруя и очищая морскую воду. Рассмотрите с малышом живую мидию. Легко ли открыть ее ракушку пальцами? Просто удивительно: такая малышка, а какая сильная!

Еще один популярный морской житель, моллюск рапана, является родственником хорошо знакомой малышу улитки. Он относится к брюхоногим моллюскам. Его красивые большие раковины знакомы всем. Именно в них нам слышится шум моря долгой холодной зимой. Расскажите малышу удивительную историю о том, как рапана попала в наше Черное море. Около 70 лет назад она "зайцем" приплыла из Тихого океана, прицепившись к днищу корабля. С тех пор рапана невероятно размножилась и уничтожила почти всех устриц и многих других черноморских моллюсков. В океане у этой хищницы были враги – морские звезды. В нашем же море врагов у нее нет. Вот и живет себе припеваючи. Рассмотрите с малышом очень красивую раковину рапаны, ее удивительные завитки, форму, цвет. Пусть малыш приложит ее к уху и попробует услышать шум прибоя.

Гуляем во дворе

Ну ведь не каждый же день удается выбраться с малышом на дальнюю прогулку в лес или к реке. И чаще всего приходится довольствоваться окрестностями своего дома. Но и здесь можно отыскать множество интересных занятий. Например, посчитать, сколько городских птиц вы встретите во время прогулки. Одним словом, будем "считать ворон". Но не только их, а еще голубей, синиц, воробьев, сорок и всех, кого удастся заметить. Много насчитали? А теперь можно узнать, сколько же у них было ног. Умножьте общее количество на 2 и сообщите малышу результат, а потом поинтересуйтесь, сколько же у птичек было крыльев. Сможет ли малыш догадаться, что ровно столько же, сколько и ног?

Точно так же можно считать и кошек, и собак, замечая какой они породы, цвета, размера. А потом узнаем, сколько было хвостов, ушей и лап у встреченных животных. Понаблюдайте с малышом за кошками: где они прячутся, любят сидеть в тени или греться на солнышке, чем занимаются?

Если вы захватите на прогулку рулетку, то сможете узнать высоту практически любого дерева. И для этого совсем не обязательно лезть на самую верхушку. Достаточно лишь, чтобы дерево отбрасывало тень. Найдите подходящее дерево с четкой тенью на земле. Пусть ребенок встанет в нескольких метрах от него таким образом, чтобы детская тень и тень дерева были на одной линии. Теперь измерьте длину обеих теней, а также рост ребенка. Готово! Осталось лишь произвести нехитрые расчеты: рост малыша умножить на длину тени дерева и разделить на длину тени малыша. В результате получим высоту нашего дерева. Если малышу понравится это занятие, можно измерить и другие деревья. Не беда, что все расчеты за него пока делает мама (кстати сказать, тень от дерева малыш может измерять и самостоятельно). В подобных играх к ребенку приходят первые представления о длине и высоте, о способах их измерения, он учится определять величину на глаз, а потом проверять свои предположения экспериментально. Кроме того, это просто интересно и весело.

Наверняка, вы и сами сможете придумать множество интересных тем для разговоров с малышом во время прогулок. Ведь любое, даже самое крошечное существо или самый неприметный цветочек, которые вы встретите по пути, достойны того, чтобы обратить на них внимание. Не сомневайтесь, подобные познавательные экскурсии в живую природу оставят в душе маленького человечка самые теплые воспоминания и принесут большущую пользу. Хорошей вам погоды и интересных летних прогулок!

 

свернуть

Сенсорные коробочки

      Как занять ребенка, пока мама на кухне? Чем порадовать, когда он заболел? Есть игра, которую обожают все малыши. И ее легко смастерить.

 

     Отличное развивающее средство, не имеющее возрастных ограничений и каких – либо противопоказаний, которое можно сделать из того, что есть под рукой – это сенсорная коробочка. Попросту говоря, сенсорная коробочка – любая удобная емкость, наполненная интересным содержанием. Для основы можно взять коробочку из – под обуви, мелкой бытовой техники, купить прозрачный контейнер в магазине товаров для дома, даже использовать глубокую миску или тазик. Наполнять такую «коробку» можно чем угодно, все зависит от ваших целей и желаний.

 

Плюсы сенсорной коробки:

  • легко сделать из подручных материалов без больших финансовых затрат;
  • одновременно и игра, и развитие малыша;
  • подходит для детей разного возраста;
  • обеспечивает свободное время для мамы;
  • улучшает настроение всех членов семьи.

 

Значение для развития:

 

  • стимулирует развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики;
  • обогащает малыша новыми впечатлениями,

способствует расширению словарного запаса;

  • создает большое пространство для творчества;
  • формирует навыки коммуникации, если в игру с коробкой включились несколько детей или мама занимается вместе с ребенком;
  • снимает напряжение и успокаивает.

 

 

 

 

Правила безопасности

 

    Чтобы занятия с сенсорной коробочкой были только в радость вам и малышу, помните о важных  правилах!

* Емкость должна быть небьющаяся на случай, если ее уронят.

 

*Чем младше ребенок, тем меньше предметов нужно класть в коробку и тем большего размера они должны быть.

 

* Если ребенок  очень маленький, то обязательно присутствие рядом с ним взрослого.

 

* При наличии аллергии у малыша, убедитесь в том, что  в коробке нет опасных для него материалов или продуктов.

 

* Будьте готовы, что в некоторых случаях, например, если коробка наполнена гречкой, макаронами или осенними листьями, карапуз может часть наполнителей рассыпать. Ругать малыша за это бессмысленно.

 

 Чем можно наполнить волшебную коробку?

- Бумагой, салфетками.

- Макаронами, рисом, фасолью, гречкой или другой крупой.

- Кофе в зернах.

- Бусинами и пуговицами.

- Лентами, кружевами, веревочками, тесемками.

-  Маминой бижутерией.

- Природными материалами (в зависимости от сезона) – каштанами, орехами, листьями, травой, сеном.

- Ватой, мягкими шариками, вязаными помпонами.

- Мелкими игрушками.

- Водой, льдом.

 - Пластмассовыми бутылочками от йогуртов, контейнерами от шоколадных яиц с сюрпризами, разноцветными крышечками.

- Кусочками ткани, маленькими моточками пряжи.

 

 

 

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРЫ?

 

  1. Предложить ребенку посмотреть, что лежит в сенсорной коробочке. Сначала малыш может просто перебирать предметы. Даже само по себе это занятие доставляет радость и удовольствие.
  2. Положите в коробку выбранный наполнить, спрятав в нем мелкие игрушки, пуговицы или что – то еще. Пусть ребенок найдет то, что вы спрятали.
  3. Очень интересно закапывать в песочек руки малыша.
  4. Попросите ребенка рассортировать находящиеся в коробке предметы - по цветам (если это  пуговицы), по среде обитания (если это фигурки животных), по материалу из которого они сделаны (ткань, дерево, бумага).
  5. Предлагайте малышу коробку с заданным признаком – например, соберите в ней все красные  предметы, все бумажные, все гладкие или все шершавые.
  6. Свободная игра – насыпьте в коробку песок (обычный или кинетический), дайте маленьких человечков, машинки, пластмассовые или деревянные деревья. И вот уже ребенок строит целый город со своей историей, персонажами и приключениями.

 

     Самое важное, что нужно запомнить при использовании  сенсорных коробок – никаких правил нет! Вы можете делать все так, как нравится вам и вашему ребенку. Главное – следить за техникой безопасности. Все остальное зависит исключительно от вашей фантазии.

 

ИГРЫ С СЕНСОРНОЙ КОРОБОЧКОЙ СТАНУТ ПОМОЩНИКАМИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

 

свернуть

Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетно- ролевая игра – это полет фантазии. Так как начать играть с ребенком? Например, если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты – кукла Катюша получает слишком много лекарства - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например. Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребенка-врача на помощь больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите построить корабль или машину… вот так постепенно вы вовлечете ребенка в игровую ситуацию. А далее дайте ему самому развивать игру.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок играет вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Когда же можно и нужно вмешаться в игровую ситуацию?

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша.

Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила:

  1. Игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.
  2. Игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
  3. Старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Не забывайте хвалить ребенка.

Во что же играют дети?

По тому, как и во что играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.

В 1,5 - 3 года ребенок способен осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заменителями, выстраивает их в смысловые цепочки, вступает в кратковременный контакт со сверстниками и взрослыми. Предметы-заменители – это кастрюля, ставшая барабаном, или палка, превратившаяся в меч, т.е. любой предмет, который благодаря фантазии ребенка становится чем-то иным и используется в ролевой игре.

В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в более продолжительные игровые взаимоотношения с партнером-сверстником или взрослым.

В 5-7 лет он может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия.

Например, самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью».

Игра в «семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия). Для этого вам хватит … рук. Вспомните: большой и средний палец – это ноги, а указательный голова. Раз-два, и человечки готовы, придумайте им роли и вперед, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического контакта родителя с ребенком.

С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс, и прочее, можно познакомить ребенка с другим миром, сформировать в нем вечные нравственные идеалы.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать, как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Сюжетно-ролевые игры могут помочь справиться с разными детскими страхами или неприятием чего-либо. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А с тем, кто вечером с трудом засыпает, поиграть в игру «львенок хочет спать».

Если ребёнок не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребёнок: что он говорит от имени воспитательницы, няни, других детей. Таким образом вы обязательно узнаете, что же больше всего беспокоит малыша - тревожащая ситуация в игре обязательно проявится.

Итак, приходим к выводу:

- стараемся постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался;

- создаем домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей;

- стараемся даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Все дворовые ролевые игры – прятки, «войнушка», салки и другие – построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны;

- оказываем внимание и уважение ко всем детским играм;

- проявляем инициативу и желание участвовать в игре;

- сопереживаем чувствам ребенка;

-место для ролевой игры принципиального значения не имеет;

- игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Играйте со своими детьми, ведь от этого вы только выиграете!

 

свернуть

Играем вместе с детьми

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетно- ролевая игра – это полет фантазии. Так как начать играть с ребенком? Например, если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты – кукла Катюша получает слишком много лекарства - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например. Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребенка-врача на помощь больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите построить корабль или машину… вот так постепенно вы вовлечете ребенка в игровую ситуацию. А далее дайте ему самому развивать игру.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок играет вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Когда же можно и нужно вмешаться в игровую ситуацию?

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша.

Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила:

  1. Игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.
  2. Игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
  3. Старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Не забывайте хвалить ребенка.

Во что же играют дети?

По тому, как и во что играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.

В 1,5 - 3 года ребенок способен осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заменителями, выстраивает их в смысловые цепочки, вступает в кратковременный контакт со сверстниками и взрослыми. Предметы-заменители – это кастрюля, ставшая барабаном, или палка, превратившаяся в меч, т.е. любой предмет, который благодаря фантазии ребенка становится чем-то иным и используется в ролевой игре.

В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в более продолжительные игровые взаимоотношения с партнером-сверстником или взрослым.

В 5-7 лет он может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия.

Например, самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью».

Игра в «семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия). Для этого вам хватит … рук. Вспомните: большой и средний палец – это ноги, а указательный голова. Раз-два, и человечки готовы, придумайте им роли и вперед, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического контакта родителя с ребенком.

С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс, и прочее, можно познакомить ребенка с другим миром, сформировать в нем вечные нравственные идеалы.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать, как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Сюжетно-ролевые игры могут помочь справиться с разными детскими страхами или неприятием чего-либо. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А с тем, кто вечером с трудом засыпает, поиграть в игру «львенок хочет спать».

Если ребёнок не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребёнок: что он говорит от имени воспитательницы, няни, других детей. Таким образом вы обязательно узнаете, что же больше всего беспокоит малыша - тревожащая ситуация в игре обязательно проявится.

Итак, приходим к выводу:

- стараемся постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался;

- создаем домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей;

- стараемся даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Все дворовые ролевые игры – прятки, «войнушка», салки и другие – построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны;

- оказываем внимание и уважение ко всем детским играм;

- проявляем инициативу и желание участвовать в игре;

- сопереживаем чувствам ребенка;

-место для ролевой игры принципиального значения не имеет;

- игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Играйте со своими детьми, ведь от этого вы только выиграете!

свернуть