Адаптация

Почему дети болеют в период адаптации

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются… насморк, кашель, температура.

Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующий педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же… Что думают по этому поводу педиатры?

– Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных. Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму. И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями… Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

 – Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще. Но как только пошел – болезни одна за другой. С чем это связано?

– Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение.

Ребенок начинает жить по новому режиму. Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим… Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе. Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий. Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути). Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего. Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее. Во-первых, он будет пропускать занятия, а во-вторых, заболевания, как правило, протекают сложнее.

Немаловажно и то, как быстро наполняется детьми новая группа. Если, скажем, в течение 10 дней собираются все дети, то процесс обмена вирусами и бактериями проходит быстрее. Если в группу с периодичностью ходят 7 – 10 детей, а потом через полгода начинают поступать остальные, адаптированные снова будут болеть. Поэтому важно наполнить группу одновременно.

– Часто родители считают, что болезни детей – результат недосмотра работников детского сада: то слишком легко одели, то слишком много одежды, в группе сквозняк или, наоборот, жара и сухой воздух…

– К учреждениям дошкольного образования предъявляются очень строгие санитарные нормы и правила, выработанные годами. Документально прописано все до мелочей: температура в группах и спальне, график уборки и проветривания помещений, режим питания, сна, игр и многое другое. Центр гигиены и эпидемиологии строго следит за соблюдением санитарных правил. К тому же, в садах есть медицинские работники, которые являются наблюдателями и гарантами качественного проведения уборки и соблюдения всех норм.

Чтобы избежать многих проблем, родителям стоит подготовить ребенка к детскому саду, привить хотя бы минимальные навыки самообслуживания: научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок, держать в руках ложку и, самое главное, уметь слушать воспитателя. Если ребенок всему этому научится дома, а не в детском саду, где он и так испытывает стресс из-за новых условий, адаптация пройдет быстрее и проще.

– Какая тактика лечения правильная: отправить ребенка в садик сразу после выздоровления или на какое-то время оставить дома, но тем самым растянуть и без того сложную адаптацию?

– Обычно вопрос стоит иначе – родители торопятся на работу. Таковы реалии. Недельку ребенок поболел, вроде выздоровел, больничный лист приходится закрывать. И тут ребенок снова попадает в коллектив недолеченным, иммунная система не может вовремя отреагировать на новое заболевание, и потому оно будет длительнее и тяжелее предыдущего. Если в первый раз было достаточно промыть нос, дать теплое питье и оставить дома на пару дней, то в следующий раз, возможно, доктору придется назначать антибиотики и бороться с осложнениями. Если ребенок перенес тяжелейший бронхит или пневмонию, он вялый, анализ крови не очень хороший, то нужно обязательно продлить домашний режим до полного выздоровления. Видите, что малыш хорошо кушает, спит, хочет снова в детский сад, значит, пора возвращаться. Доктор Комаровский, которого, наверное, знают все родители, вообще считает, что если ребенок выздоровел и может за собой ухаживать (сморкать нос, например), то вперед в детский сад. Главное – позитивный настрой.

 Может ли ребенок болеть из-за того, что его настрой вовсе не позитивный?

– Конечно, это тоже важный фактор. Каждый ребенок хочет находиться рядом с мамой. Часто после болезни подсознательно формируется мысль «если я заболею, то мама будет рядом». Организм любыми способами пытается вернуться в комфортные условия. Да и родители допускают ошибку, чрезмерно оберегая и балуя ребенка во время болезни. Конечно, болеющего малыша бесконечно жаль, но не нужно создавать положительных ассоциаций с болезнью и исполнять все желания захворавшего. Наоборот, стоит подкреплять позитивными ассоциациями выздоровление, а не болезнь.

– Как помочь малышу в домашних условиях, можно ли как-то ускорить и облегчить выздоровление?

– Если вы о «волшебной пилюле», то ее нет. Нельзя заниматься самолечением и кормить ребенка иммуностимуляторами, надеясь избежать болезней. Если это будет действительно необходимо, участковый врач направит вас к иммунологу, и уже он будет решать, нужно ли назначать лекарства.

Очень важную роль играет микроклимат дома: температура воздуха не более 22 градусов, а лучше около 18 – 20, влажный воздух (особенно в отопительный период), частые проветривания. Эти простые правила значительно ускорят выздоровление и помогут избежать осложнений. А многие вирусы и вовсе обойдут вас стороной: они не любят влажную слизистую. Хорошо иметь дома увлажнитель воздуха, но если его нет, то можно развесить мокрое белье (постиранное без кондиционера), проводить влажную уборку чаще, обрызгать водой шторы и растения… Эти несложные меры особенно хорошо помогают при насморке и кашле.

– Можно ли вести ребенка в детский сад с насморком?

– Родители других детей, конечно же, против, однако сами нередко ведут своего ребенка в сад «с соплями». Мы, доктора, тоже хотели бы, чтобы все дети ходили в сад абсолютно здоровые. Но в наших условиях это вряд ли возможно. К тому же дети ясельного возраста более подвержены насморку из-за высокой проницаемости слизистой носа. Если ребенок чувствует себя удовлетворительно и это не начало болезни, насморк не помеха. Но если есть возможность оставить ребенка дома, то оставьте. Хотя бы потому, что недолеченный насморк чреват осложнениями.

Мы много говорим о медицине, но я хочу сказать о главном: своего ребенка надо уметь слушать и слышать. Будьте внимательны к его жизни, чувствам, мыслям, настроению и самочувствию. Не убегайте из садика, пока ребенок заигрался, отвлекся. Вы упрощаете расставание для себя, но ребенок не понимает, куда делась мама. Это негативная составляющая может потом сохранятся на долгие годы. Ребенок должен видеть, что мама уверенна и спокойна. Попрощайтесь, скажите, что обязательно его заберете, дайте с собой частичку дома – игрушку или носовой платочек, который пахнет мамой. Это все очень важно, в том числе и для сохранения физического здоровья.

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ»

Время летит быстро. Вам кажется, что ваш малыш только недавно родился, но вот ему уже год, два… и скоро нужно идти в детский сад.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет – наиболее важный этап в его жизни, потому что именно в этот период у малыша формируются основные физические, психические, социальные, эмоциональные «задатки» развития взрослого человека.

Ранний возраст проходит быстро, каждому ребенку рано или поздно приходиться «социализироваться», т.е. способным жить среди других людей. Это этап, необходимый для всех детей. Вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях следует проводить их социализацию.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей-дошкольников. С самых ранних дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир. В раннем возрасте у ребенка формируются не только знания о мире, но и представления о собственной социальной роли, своем месте в семьи и обществе.

Именно в детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих сверстников, вступает с ними во взаимодействие, приобретает опыт и навыки общения. В этом опыте ребенок получает и реализует свои настроения, наблюдения, планы, умения, опыт понимания других людей, способность не теряться в новых условиях.

Общаясь с другими детьми, малыш познает мир. Это происходит постоянно: во время общих игр, завтрака, одевания на прогулку, отдыха в тихий час.

С момента рождения до поступления в детский сад ребенок воспитывается в семье в атмосфере любви, внимания, ласки. Семья – как маленькая «крепость», которая защищает от невзгод и проблем.

При поступлении в сад происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного.

Для ребенка новая ситуация пребывания в детском саду, является стрессовой, потому что для него в саду все новое:

- новое помещение;

- новые люди;

- другой режим дня;

- другой стиль общения;

- новые требования к поведению.

Поскольку у ребенка в раннем возрасте система адаптационных механизмов еще незрелая, это приводит к психическому напряжению, может нарушаться сон, аппетит, ребенок может часто болеть.

Все эти новые факторы обрушиваются на ребенка одновременно, создавая ситуацию стресса, что может привести к невротическим реакциям (страхи, капризы, энурез, энкопрез).

Поэтому для родителей крайне важно самим понимать, что такое адаптация для ребенка, чтобы поддержать его, помочь ему пройти этот непростой этап развития.

АДАПТАЦИЯ (от лат adaptio – приспособляю) понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют два критерия успешной адаптации:

  1. Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность (хорошее настроение);
  2. Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды (ребенок играет, хорошо ест, хорошо спит).

Выделяют 3 степени адаптации:

  1. ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ (III степень адаптации) – отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Однако в течение 1 месяца (чаще 10-15 дней) после поступления в сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
  2. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ (II степень адаптации) – эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. Начинает чаще болеть, в т.ч. респираторными заболеваниями.
  3. ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ (I степень адаптации) – эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда от 2-х до 6-и месяцев). Проявляются стойкие нарушения поведения. Может также наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ НЕСКОЛЬКИХ ФАКТОРОВ:

  1. Возраст ребенка.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
  3. Биологический и социальный анамнез.
  4. Особенности высшей нервной системы, ее типа, индивидуальных особенностей, половых различий.
  5. Уровень тренированности адаптационных механизмов.

ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ:

  1. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
  2. Уровень сформированности навыков самообслуживания.
  3. Особенности семейного воспитания (единство требований к ребенку, единство оценок, повышенная критичность, отвержение ребенка, безразличие родителей к успехам малыша, чрезмерное «заласкивание» ребенка, воспитание по принципу «кумир семьи».
свернуть